Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы является экспертиза ДТП, которую граждане по разному именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных названий не является научно-обоснованным и правильным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более семи лет назад, основная масса практикующих юристов, судей, адвокатов, следователей все также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в практике довольно часто рождаются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, где требуются знания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги).

Возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки расследования дела не выдерживаются в следствии элементарной безграмотности участников судебного процесса.

Главные цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и других участников по полотну автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна, отсутствие дорожных знаков и другие отрицательные особенности обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставлять материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в ситуациях, где главной причиной происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент происшествия.